Кровь и Библия

Любой серьезный читатель Ветхого и Нового Завета рано или поздно встает лицом к лицу с ясными и повторяющимися запретами против употребления крови в пищу (Бытие 9:4; Левит 3:17; 7:26, 27; 17:14; Второзаконие 12:16; 12:23-25; Деяния 15:20, 29; 21:25). Некоторые из этих высказываний, в особенности в Книге Деяний, специально не делают акцент на "поедании" крови; скорее всего, они просто дают предупреждение против "крови" вообще. Однако что это конкретно затрагивает? Имеют ли данные тексты какое-либо отношение к переливаниям крови, как это понимают Свидетели Иеговы?

Для начала следует вспомнить, что, хотя Свидетели Иеговы верят, что принятие переливания крови нарушает Божью заповедь "воздерживаться от крови", это решение каждый Свидетель должен сделать для себя сам. Этим, однако, я не хочу представить дело так, что, если бы кто-либо решился на переливание, то он или она рассматривались бы после этого как члены собрания в хорошем состоянии. Свидетели Иеговы затрачивают много месяцев, а иногда и лет, помогая людям во всем мире получить знание, о чем же учит Библия по различным вопросам. Проблемы крови и переливаний крови обсуждаются часто и на совместных, и в личных занятиях. Проще говоря, тот, кто решает креститься как один из Свидетелей Иеговы, не может быть оставлен в неведении относительно позиции организации в отношении крови и Библии.

Со своей стороны, я не намереваюсь вступать в долгие рассуждения об истории взглядов Свидетелей Иеговы на кровь и переливания крови1. И при этом я не намереваюсь пытаться ответить на вопросы, связанные с тем, какие компоненты крови приемлемы, а какие нет. Я намереваюсь исследовать некоторые из проблем, связанных с теологическим основанием для позиции Свидетелей относительно переливания крови и крови как таковой, и я также рассмотрю некоторые из аргументов, приведенных против их взглядов. То, что я пишу в этой главе - результат моего собственного критического анализа данных проблем. Все просто, ведь я - один из Свидетелей Иеговы, и мне, конечно, далеко не безразличен данный вопрос. Я имею близких друзей и родственников, включая мою собственную мать, которым в нескольких случаях пришлось столкнуться лицом к лицу с ситуациями, в которых под угрозой была их жизнь, когда им приходилось решать, приняли бы они переливание крови или нет.

Я верю, что заповедь Библии "воздерживаться от крови" может быть правильно понята, как распространяющаяся на все формы принятия крови в организм. Далее я, конечно, объясню и ясно сформулирую ниже это представление. Человек, рассматривающий вопрос становления одним из Свидетелей Иеговы, должен делать подобное решение, основываясь на Священном Писании. Как только это решение сделано, наступает время ответственности личности жить согласно этому решению. В конце концов, никто не может быть принужден стать одним из Свидетелей Иеговы. Свидетели Иеговы не крестят младенцев, но ждут, пока человек не станет способен к принятию решения, обеспечивая необходимую поддержку и наставления, и в конечном счете их дети и те, с кем они проводят обучение, должны решить сами, как им следует поступать.

Однако те, кто выступает против взгляда Свидетелей на переливание крови, будучи заинтересованы в нарушении Божьей заповеди, выдвигают несколько аргументов против взгляда Свидетелей на кровь и Библию. Ниже мы исследуем некоторые из этих аргументов независимо от смысла. Сначала, тем не менее, для нас было бы хорошо рассмотреть некоторую историческую информацию, связанную с формой и содержанием главного базиса для отклонения Свидетелями переливаний крови и крови в целом. Этот базис находится в Деяниях, гл.15 и 21, и обычно называется "апостольским постановлением". Конечно, в то время, как это постановление, как считается, содержит решения Иерусалимского совета, "апостолы и пресвитеры" (Деяния 15:23) также прояснили, что это решение затрагивает и Божий "святой дух" (Деяния 15:28). Что, в таком случае, устанавливает это постановление для формирования взгляда христианина на кровь?

Текстовая традиция "апостольского постановления"

Существующая форма постановления. Когда я говорю о "существующей форме" постановления в Деяниях 15 и 21, я действительно подразумеваю его наиболее широко распространенные формы. Таковы формы, которые мы находим, например, в «Переводе Нового Мира», «Новой Международной Версии», «Новой Американской Стандартной Библии», «Пересмотренной Стандартной Версии» и других популярных переводах Библии. Вот три места, в которых выражено это постановление, согласно перевода НМ:

Деяния 15:20: "воздерживались от оскверненного идолами, и от блуда, и от удавленного, и от крови".

Деяния 15:29: "воздерживаться от пожертвованного идолам, от крови, от удавленного и от блуда".

Деяния 21:25: "чтобы они хранили себя от пожертвованного идолам, от крови, от удавленного и от блуда".

Согласно этим версиям постановления, есть четыре вещи, от которых христиане из язычников (и, конечно, евреев) должны "воздерживаться": 1) пожертвованное идолам; 2) кровь; 3) "удавленное" (то есть мясо животных, из которого надлежащим образом не спущена кровь) и 4) блуд. Ниже мы обсудим значение "воздерживаться от... крови". Но сначала позвольте нам проследить некоторые различия между постановлением, как оно дается в вышеупомянутых текстах, с тем, что мы находим в некоторых древних рукописных традициях.

Постановление в текстовой традиции Нового Завета. Фактически существует несколько форм постановления, каждая из которых содержит существенные дополнения и упущения. Вместо того, чтобы категоризировать различные прочтения как "Александрийское", "Западное" или "Кесарийское", являющиеся описаниями, часто используемыми в работах, посвященных библейской текстологии, я вместо этого буду использовать категории, введенные известными текстологами Куртом и Барбарой Аланд2. Они представляют собой всего ровно пять категорий, начиная с Категории I, содержащей рукописи "крайне специфического свойства, с которыми нужно всегда консультироваться в установлении первоначального текста", по Категорию V, которая содержит "в основном византийский текст", который часто рассматривается как "весьма несоответствующий для текстологии"3. Здесь слово "византийский" относится к тем рукописям, которые показывают малое изменение. Существуют византийские рукописи, содержащие более старые прочтения, являющиеся весьма уместными для текстологической критики. Категории со II по IV содержат рукописи, которые стали менее важными (теоретически), ближе всего они привязаны к Категории V.

Прочтения вышеупомянутых версий ("Перевода Нового Мира", "Новой Международной Версии", "Новой Американской Стандартной Библии", "Пересмотренной Стандартной Версии") неплохо поддерживаются манускриптами Категорий I и II4. Дополнительные прочтения, которые мы теперь рассмотрим, в действительности не представляют угрозы прочтениям в этих и других переводах Библии, хотя кое-кто настаивает, что эти прочтения фактически представляют оригинал. В любом случае, только рассмотрение различий поможет нам лучше понять, как апостольское постановление кем-либо понималось в древнем мире.

Одна из рукописей Категории IV (D) опускает "удавленное" (tou pniktoi) и добавляет отрицательную форму Золотого Правила ("не делать другим того, чего себе не хотите") в обоих местах Деяния 15:20 и 29 (D также опускает "удавленное" в Деяниях 21:25). Существуют также несколько минускул (греческих рукописей курсивом, которые начали появляться с IX столетия н.э. (некоторые немного ранее)) в Категории III, которые содержат "удавленное", но при этом добавляют форму Золотого Правила. Папирус P45 (Категория I) опускает ссылку на "блуд" в Деяниях 15:20, и минускула XI века н.э. (1175 г.) делает то же самое в Деяниях 21:25.

Значение различий в текстовых традициях Апостольского постановления. В то время как для кого-либо нет необходимости запоминать то, что было сказало о различиях в этих трех высказываниях из Книги Деяний (содержащих Апостольское постановление), для нас есть по крайней мере две причины запомнить текстовые различия в Декрете: 1) только оценив текстовые различия, мы можем надеяться установить, что то, чему мы верим - это первоначальный текст, предназначавшийся нам теми, кто создал постановление, и 2) различия в тексте могут показать, как постановление было понято в определенных кругах в разное время. Дж. Дж. Скотт приводит полезное рассмотрение проблем, связанных с текстовыми различиями:

Но каково значение включения или упущения одного или большего количества других элементов постановления? Александрийско-Византийская версия с четырьмя элементами постановления [которое является тем, что мы и находим в "Переводе Нового Мира", "Новой Международной версии", "Новой Американской Стандартной Библии" и других современных переводах] могла интерпретироваться по крайней мере тремя путями: (1) Если запрещение против блуда относится к ритуальной проституции и/или ограничениям в браке, а упоминание о "крови" предназначено, чтобы ввести инструкции из книги Левит против питья крови, то главная цель декрета - это церемониальные проблемы и проблемы питания. (2) Если "блуд", как предполагается, распространяется на все формы сексуальной безнравственности, а запрещение против крови суть повторное заявление Шестой заповеди, то основной целью этой формы постановления может быть усиленное разделение между еврейскими и языческими нравственными кодексами и поступками. (3) Также возможно, что подобная четырехэлементная форма постановления определяет санкции, или делает равный акцент против каждой из категорий грехов язычников, от которых отделены Евреи.5

Действительно, существует мало сомнений в том, что прочтения "Перевода Нового Мира", "Новой Международной Версии", "Новой Американской Стандартной Библии", "Пересмотренной Стандартной Версии" и других современных переводов - фактически правильные прочтения. Но Скотт обращает внимание на то, что тип текста в папирусе P45, опуская "блуд", делает акцент на языческих пищевых практиках, особенно если ограничение на "кровь" принимается как пищевое (см. ниже). Он также обращает внимание, что опущение "удавленного" в других текстах (D и таких ранних авторов, как Тертуллиан) ставит в постановлении "решительный моральный и этический акцент", особенно в свете введения отрицательной формы Золотого Правила6.

В брошюре, рассматривающей использование крови в библейские времена и сегодня, Свидетели Иеговы делают следующее наблюдение по поводу Апостольского постановления: "Указ апостолов касался не только ритуала или правильного питания. В постановлении излагались основные нравственные нормы, которых и придерживались ранние христиане"7. Другие же, напротив, утверждали, что запрещения в Апостольском постановлении должны были просто "помочь христианам из евреев избежать ненужных нарушений", прося "обращенных из язычников сделать некоторые уступки по благоразумным причинам"8.

На что Мецгер и другие комментаторы, аргументирующие подобным образом, не в состоянии обратить внимание - это то, что в тексте нет ничего о "некоторых уступках по благоразумным причинам". Скорее всего, проблемы, обсужденные в Иерусалимском совете, касались исключительно специфических традиций Моисеева Закона, которые были необходимы для "спасения" (Деяния 15:1; сравните стих 6). В то время как исполнение этих обычаев, согласно решению совета, уже не будет означать спасения, были даны некоторые заповеди, которые нужно исполнять для спасения в результате веры во Христа (Деяния 15:9, 11, 20; Евреям 5:9). С другой стороны, практики типа обрезания и полного соблюдения Закона Моисеева рассматривались как ненужное "ярмо" (Деяния 15:5, 10)9.

Если рассматривать с этой стороны - то есть в свете проблемы спасения, трудно принять взгляд, что мы имеем дело прежде всего с "некоторыми уступками по благоразумным причинам". Скорее всего, так как постановление было дано в контексте обсуждения условий спасения, то ясно, что мы имеем дело с заповедью, "необходимой" для нашего праведного положения в глазах Бога.

Отсутствующие глаголы

Культура первого века и контекст постановления. При прочтении заповеди "воздерживаться... от крови" становится ясно, что кое-что здесь отсутствует: это глагол. Постановление не выносит однозначного суждения, говоря: "воздерживаться от питья или вкушения крови". Так что необходим глагол некоторого вида, чтобы мысль была завершенной. Например, если бы я говорил: "воздерживайтесь от краски", то это могло быть понято в зависимости от контекста моего утверждения, например, что я имел в виду "вдыхание" краски из-за ее токсичного, и, возможно, смертельного эффекта. Или я мог бы иметь в виду "прикосновение" к краске, так как это могло бы испортить ваш новый костюм! Конечно, я, вероятно, выразил мое утверждение немного по-другому, возможно, не используя слова "воздерживаться" вообще. Но я использую это здесь, чтобы иллюстрировать необходимость глагола для завершенности мысли, и то, как этот глагол может быть понят в зависимости от контекста обсуждения.

В контексте Апостольского постановления, которое без сомнения основывается на запрещении еды и питья крови в Еврейских Священных Писаниях, становится ясно, что должны подразумеваться тот или иной или оба глагола сразу (обозначающих еду и питье), тем более, что они были двумя единственными известными методами введения крови в тело в древнем мире (см. примечание 14 ниже). Означает ли это, что и в наше время заповедь "воздерживаться... от крови" должна рассматриваться ТОЛЬКО в отношении "еды" или "питья"?

Если человек не предполагает, что постановление является уместным только для культуры и методов I века н.э., тогда становится существенно, что, в то время как контекст указывает на еду/питье как глаголы действия (ни один из которых фактически не заявлен в тексте), Свидетели Иеговы верят, что постановление затрагивает методы использования крови, распространенные в древнем мире, а также и в то, что Бог предназначил это постановление служить средством, с помощью которого христиане могли бы принимать решения относительно использования крови во всех будущих культурах и случаях. Свидетели верят, что Библия стоит над культурой и применима в любое время.

Конкретизированный и неконкретизированный запрет. Ясно, что "еда" и "питье" должны пониматься в контексте Декрета, поскольку это единственные глаголы, которые могли подразумеваться в то время. Но факт состоит в том, что нет определенно заявленного глагола, так что кажется, что святой дух оставил вопрос открытым - какой именно глагол христианин должен употребить; однако кажется невероятным, что Бог не имел представления о различных способах использования крови, которые будут появляться на мировой сцене. Использование неконкретизированного запрета об использовании крови охватило бы существовавшие средства принятия крови в организм (еда/питье), а также позволило бы христианину оценивать появившиеся методы использования крови типа переливания. В свете особого почтения к крови как к "душе тела", которая "очищает души ваши" (Левит 17:11), становится еще более важно, что мы внимательно размышляем о том, как мы рассматриваем и используем кровь.

И снова, Свидетели Иеговы не полагают, что библейские заповеди уместны только для культуры и жизни первого столетия, но что Иегова записал в Своем Слове то, что будет служить защитой для повинующихся Ему людей в течение всего времени.

Так как переливания крови не существовали в первом столетии, мы должны признать, что единственные методы принятия крови в организм - еда и питье - были запрещены, и затем рассмотреть различные методы использования крови, существующие сегодня, и попытаться выяснить мнение Иеговы по этим вопросам. Эта позиция, с которой в то же время можно не соглашаться, не может быть ошибочной.

Христианам первого века было сказано воздерживаться от принятия крови в их организм единственными двумя способами, известными в то время: с помощью еды и питья. Сегодня существуют другие средства для принятия человеком крови в свой организм, и мы просто не можем разводить руками и игнорировать то, что говорит Библия, особенно если мы рассматриваем Библию как книгу, написанную для людей всех времен и народов. Если другие желают делать таким образом, - это их дело. Я признаю, что эта проблема сегодня усложнена и отвечает на некоторые вопросы, которые не всегда легко задать или выслушать. Но некоторые аргументы, выдвинутые против позиции Свидетелей, в действительности не имеют должного под собой основания. Теперь позвольте нам рассмотреть некоторые из этих аргументов.

" Воздерживаться... от крови ". Насколько строг этот запрет?

Пытается ли "Перевод Нового Мира" что-либо скрывать? Часть критиков Свидетелей Иеговы, кажется, полагают, что "необходимое", упомянутое в Деяниях 15:28-29, о котором говорили "апостолы и пресвитеры" в Иерусалиме (Деяния 15:4, 23), предположительно не было принято как "неизменный закон". Рассуждение, которое было представлено автору, представляет собой следующее: Деяния 15:29 и 1 Коринфянам 8:4 используют греческое слово (eidolothuton). В 1 Кор. 8:7 обсуждается, что люди со слабой совестью позволяют себе есть "идоложертвенное" (eidolothuton) из-за своей слабости. Таким образом, так как то же самое греческое слово (eidolothuton) используется в Деяниях 15:29, то оно не должно иметь универсального смысла. Некоторые даже критиковали "Перевод НМ" за перевод одного и того же греческого слова, как "идоложертвенное" в Деяниях 15:29 и как "пища, предложенная идолам" в 1 Кор. 8:4. Возражения тесно связаны, потому что, если есть различие в том, ЧТО является рассматриваемым в Деяниях 15:29 и в 1 Кор. 8:4, тогда нет никакой связи между двумя понятиями, которая могла бы воздействовать на универсальность заявления в Деяниях 15:29.

Конечно, подчеркивая, что "одно и то же греческое слово " используется в обоих текстах, те, кто выступают против взгляда Свидетелей, указывают на этот случай. Но это только служит, чтобы подчеркнуть слабость их возражения. Возражение на основе предполагаемого различия между "идоложертвенным" в Деяниях 15:29 и "пищей, предложенной идолам" в 1 Кор. 8:4, показывает плохое знание контекста, который показывает, как используются слова и с каким значением. В Деяниях 15:29 нет никакой причины ограничивать рекомендацию "пищей", которая является "идоложертвенным". Так, большая часть обычных "вещей" (в которые включается пища) этому соответствует. Однако, контекст слов Павла в 1 Кор. 8:4 определенно относится к тем "вещам", которые "съедобны"10. Поэтому естественно смотреть на эти «вещи», которые были съедены как «пища». Фактически, в стихе 13 Павел поясняет, что «пища» (broma) это «мясо» (krea). Таким образом, "Перевод НМ" вряд ли «вводит в заблуждение» по этому вопросу.

Немощная заповедь для тех, у кого «немощна» совесть? Также ошибочно думать, что только потому что Павел обращается к тем, у кого "немощная" совесть, как к людям, "приученным" к пище, пожертвованной идолам (1 Кор. 8:7), это так или иначе смягчает простые и неконкретизированные запреты в Деяниях 15 и 21. Фактически, Павел предупреждает тех, кто имеют "знание" таких вещей, подать хороший пример, и не "грешить против [их] братьев", употребляя подобное в пищу (1 Кор. 8:10-12). В том, что он говорит по этому вопросу, нет никакого "послабления".

Конечно, можно предполагать, что рекомендация о крови в Деяниях 15 и 21 имеет отношение к ветхозаветному запрету на употребление крови в пищу; и это правильно. Но постановление апостолов не ограничивается рекомендацией на это специфическое неправильное употребление крови11, так что мы правильно поступим, если задумаемся, почему Иегова вдохновил записать в Его письменном Слове эту неконкретизированную рекомендацию. По всей видимости, мы не должны ожидать прямой рекомендации о медицинской практике (переливания крови, так как оно появляется сегодня), которой даже не существовало в то время (см. ниже). Но вполне благоразумно думать, что Иегова знал о будущих неверных способах употребления крови, которые появятся, и что неконкретизированное заявление типа того, которое представляет Декрет, сообщило бы Его мнение для Его поклонников в вопросе использования крови.

" Воздерживаться... от крови". "Ограничен" ли смысл?

"Воздерживаться" в Новом Завете. Когда Деяния 15:29 говорят нам "воздерживаться... от крови", то должно ли это иметь абсолютный смысл? Или возможно, как считают некоторые критики Свидетелей, что греческое слово "воздерживаться" (apekhomai) имеет "ограниченный" смысл? Примеры, которые обычно приводятся, чтобы проиллюстрировать этот "ограниченный" смысл, самое меньшее просто удивительны.

Первый пример - 1 Тимофею 4:3. Здесь Павел предупреждает Тимофея об обманщиках, которые могли бы "запрещать... употреблять [apekhesthai] в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением". Это одна из причин, что запрет "употреблять в пищу то, что Бог сотворил" не может быть универсальным (не употреблять любую пищу), однако заключается в воздержании от определенных пищевых продуктов. Таким образом, лжеучителя, о которых говорит Павел, приказывали, чтобы другие воздержались полностью от определенной пищи. Теперь мы должны определить, от какой пищи призывали воздерживаться эти лжеучителя.

Греческое слово, переведенное как "пища" в 1 Тимофею 4:3 - broma. В 1 Тимофею 4:4-5 Павел указывает, что Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (стих 3), потому что освящается словом Божиим и молитвою". В Римлянам 14:20 Павел делает похожее заявление, говоря, что христиане должны прекратить осуждать друг друга "ради пищи [форма bromatos]", так как "все чисто". Но в стихе 21 он заменяет broma ("пища") на krea ("мясо"). Этот тот же самый особый смысл "пищи" как "мяса" был также замечен в нашем обсуждении 1 Коринфянам 8:13 (см. выше). Интересно обратить внимание в этом отношении на то, что Павел называет тех, кто ест "овощи" (lakhanon), "немощными" (Римлянам 14:2). Разумно поэтому заключить, что употребление "мяса" в пищу было причиной для разделения и преткновения среди братьев, и что именно эту проблему Павел пытался уладить (сравните стихи 3, 14-15,17 и 23). Джордж Найт верно отметил: "Вероятно, что [broma] используется здесь в этом особом смысле (то есть как "мясо") [как это видно в Римлянах 14 и 1 Коринфянам 8]. Если это так, то лжеучителя убеждают воздерживаться от мяса как от чего-то однозначно неправильного. Именно эта оценка мяса, как чего-то изначально вредного, отличает лжеучителей от "немощных" в Римлянам 14 и 1 Коринфянам 8, и это выявляет их осуждение и опровержение"12.

Независимо от смысла, который мы придаем broma в 1 Тимофею 4:3, лжеучители очевидно желали, чтобы другие полностью воздерживались от любой определенной пищи, которую они имели в виду. Таким образом, будучи далеким от доказательства "ограниченного" смысла для apekhomai ("воздерживаться"), этот текст только служит для иллюстрации абсолютного смысла! Нет даже малейшего намека, чтобы можно было бы предложить, будто эти лжеучителя позволяли бы хоть какое-то послабление в той пище, которую они осудили.

Следующий пример, который обычно цитируется как свидетельство, что apekhomai может иметь "ограниченный" смысл - 1 Петра 2:11. Согласно ПНМ, оно читается так: "Возлюбленные, увещаю вас как пришельцев и временных жителей, воздерживаться [apekhesthai] от плотских желаний, которые воюют против души". Критики Свидетелей полагают, что этот стих означает, что apekhomai может использоваться в ограниченном смысле, поскольку, по их утверждению, Петр точно не предлагает, чтобы мы воздержались от всех плотских желаний типа еды и питья. Конечно, эта линия рассуждения крайне неверно истолковывает коннотации "плотских желаний", под которыми здесь определенно понимаются те, которые "воюют против души".

В Галатам 5:16, 2 Петра 2:18 и 1 Иоанна 2:16 мы находим слово "плотский", используемое вместе со словом "желания" так же, как это было сделано в 1 Петра 2:11.

Очевидно, в Галатам 5:16, когда Павел сказал: "Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти", - он не имел в виду таких вполне нормальных и духовно безопасных желаний как обычная потребность есть и пить! Скорее всего, под "вожделениями плоти" он подразумевал то, что "желает противного духу" (стих 17), и кое-что из этого он вносит в список в стихах 19-21.

В 2 Петра 2:18 говорится: "Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении". Осуждает ли Петр нормальное плотское желание есть - или он, подобно Павлу, касается тех "плотских похотей", которые делают тех, кто занимается ими, "рабами тления" (стих 19)?

Наконец, 1 Иоанна 2:16 напоминает нам, что "все, что в мире - похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего". Действительно ли Иоанн имеет в виду, что желание есть - не от Бога? Это было бы трудно согласовать с учетом того, как все было сотворено, особенно в свете слов Бога в Бытие 1:29.

В таком случае становится ясно, что в 1 Петра 2:11, как и в Галатам 5:16, 2 Петра 2:18 и 1 Иоанна 2:16, "плотские желания" (НМ), от которых говорится "воздерживаться", являются греховными склонностями, которые завершаются грехом, и которые "воюют против души" (сравните Иакова 1:13-15). Совет Петра к нам - "воздерживаться" от этих "плотских желаний" безо всяких "ограничений".

Кровь и Закон Моисея

Кризис, приведший к созыву Иерусалимского совета. Вот события, приведшие к запрету на кровь в Деяниях 15:29: люди из Иудеи вошли в Антиохию и начали обучать других, что обрезание является необходимым для спасения (Деяния 15:1). Это привело к их разделению с Павлом и Варнавой, которые среди прочего поставили проблему обрезания перед "апостолами и пресвитерами в Иерусалиме" (Деяния 15:2).

После прибытия в Иерусалим эти посланники были приняты "церковью, Апостолами и пресвитерами". Но после того, как они поделились своим опытом миссионерского служения, группа уверовавших в Иисуса фарисеев делает то же самое требование, что и люди из Иудеи сделали до того в Антиохии: "Должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев". Это ведет к обсуждению этой проблемы среди "Апостолов и пресвитеров" (стихи 5-6). После некоторого спора Петр указывает, что он был послан Богом, чтобы проповедовать благую весть "язычникам", и также что Бог фактически дал неевреям Свой дух, как Он дал это Еврейским верующим, таким как Петр. Действительно, Бог " не положил никакого различия между нами [евреями по плоти] и ими [язычниками]" (стихи 7-9). Из критической важности - замечание Петра о спасении "благодатию Господа Иисуса", а не соблюдением заповедей, которые ни они, ни их предки не были в состоянии выполнить (стихи 10-11).

После того, как Павел и Варнава связывают множество Божьих чудес, исполнившихся через них при проповедовании благой вести язычникам, Иаков объясняет, как Бог избрал "народ во имя Свое" из язычников, и как это фактически гармонирует с пророчеством, записанном в Амоса 9:11-12 (стихи 12-18). Ввиду этого, иудеи заключают, что язычники, обратившиеся к Богу, должны быть приглашены без требования соблюдения Закон, особенно в вопросе обрезания. Однако Иаков также заявляет, что должно быть написано письмо, призывающее эти х нееврейских обращенных в христианство "воздерживаться от идоложертвенного и блуда и удавленины и крови". Почему? Поскольку "закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу" (стихи 19-21).

Закон Моисеев о крови и его отношение к Апостольскому постановлению. Из-за слов Иакова в стихе 21 некоторые заключили, что причина, по которой Иаков включил в свое письмо указание "воздерживаться от крови" - то, что он хотел поддержать учение Моисея в Левит 17 и 18, содержащих заповеди, обращенные и к Израилю, и к "пришельцам" (неизраильтянам). О крови закон Моисея проясняет, что "если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь [еврейское: kol dam; Септуагинта: pan haima], то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее" (Левит 17:10; сравните стихи 12; 3:17; 7:26-27; 19:26) В стихе 11 Иегова объясняет, почему они должны воздерживаться от употребления крови в пищу, говоря: "Потому что душа тела в крови, и я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает" (сравните стихи 13-16). Становится ясно, что Иегова Бог приказал, чтобы его народ воздерживался от употребления крови в пищу, так как она предназначалась для искупления их грехов13; но подразумевает ли это, что мы должны воздерживаться от крови, не совершая медицинских переливаний крови?

Как мы обсуждали ранее в этой главе, мы не собираемся искать конкретных ссылок о переливании крови в Библии, так как первое описанное переливание было выполнено не ранее XV века14. Однако еврейское слово "есть" ('akhal), возможно, использовалось Моисеем, чтобы осудить все формы взятия крови в организм. Интересно отметить, что хотя Иаков исходит от Закона Моисеева, который однозначно упоминает "еду" крови, сам он не говорит, что следует воздержаться от употребления крови в пищу, но просто отмечает - "воздерживаться от крови". Он не делает никакого распределения и не ограничивается "едой" или "питьем", как в случае пищи.

Конечно, тот факт, что Иаков под руководством духа Бога исходил от древнего запрещения против употребления крови в пищу, но не пожелал точно определить это, подчеркивает важность нашего тщательно рассмотрения различных форм использования крови, которые могли бы нарушить заповедь Бога о воздержании от нее. Это нелегко сделать, особенно когда это касается медицинского использования крови и компонентов крови в наше время. Ответственные христиане должны серьезно рассмотреть, до какой степени библейские заповеди и принципы затрагиваются современными методами. Позиция, принятая Свидетелями Иеговы в целом, конечно, не может быть отклонена как не имеющая библейского основания. Но как следует поступать каждому Свидетелю? Имеют ли право на свое собственное мнение или "Общество Сторожевой Башни" вынуждает своих членов принимать его понимание Библии, как, кажется, думают некоторые люди?

Свобода выбора

Право выбирать. Когда вопрос касается взглядов Свидетелей Иеговы на переливания крови или использования некоторых компонентов крови, то для некоторых несвидетелей нет ничего необычного в том, чтобы снизить свои требования, которое мы поместим в форму вопроса: Почему Свидетели Иеговы не имеют свободы раз и навсегда выбрать для себя - примут ли они или отклонят переливание крови? Очевидный ответ на этот вопрос - они имеют такую свободу. Неизбежен последующий вопрос: но если бы Вы пожелали совершить переливание, разве Вы не были бы лишены общения?

Вышеприведенный вопрос неправильно истолковывает и упрощает библейскую практику отлучения15. Но, более того, он упускает корень проблемы, касающейся вида свободы, которой пользуются Свидетели Иеговы в вопросах переливания крови. Факт, что Свидетели Иеговы проводят большое количество времени с человеком до их крещения, обучая их об Иегове и Его цели, Его организации (видимой и невидимой), и о том, что Он требует от нас. Наиболее важное требование, которое они подчеркивают - вера в искупительную жертву Иисуса Христа и подчинение ему.

Опять же, каждый человек, изучающий Библию со Свидетелями Иеговы и воспринимающий изучение всерьез, станет полностью знаком с Библией и с тем, как Свидетели применяют ее в разнообразных вопросах, включая кровь и переливания крови. Зачастую человек должен будет провести много месяцев в обучении со Свидетелями, но количество времени различно для каждой личности. Однако цель Свидетелей - полностью обучить человека так, чтоб если он пожелает креститься, то он надежно понимал то, что ожидает его, и мог твердо стоять в своем посвящении Богу.

Свидетели не крестят младенцев, и при этом они не поощряют людей креститься прежде, чем они готовы, то есть прежде, чем они верно понимают, что это влечет. Также, если старейшина или какой-либо духовно зрелый человек в организации чувствует, что кто-либо стремится посвятиться и креститься, то совершенно обязательно, что они подойдут к человеку и обсудят с ним значение крещения. Фактически, в первую очередь до крещения старейшины собрания сядут с желающим креститься и пройдутся по основным библейским учениям, уверяясь, что он или она понимают то, что говорит Библия и как организация применяет это.

Помня это, становится ясно, что до крещения каждый человек, становящийся одним из Свидетелей Иеговы, уже сделал свое решение в таких областях как переливание крови, злоупотребление наркотиками, безнравственность и т.д. Более молодые люди могут не иметь зрелости, необходимой, чтобы полностью понять значение некоторых принципов и методов, но именно поэтому наиболее молодые поощрены ждать, пока они полностью не поймут значения своего посвящения, до крещения. (Конечно, нет каких-либо возрастных пределов, установленных Свидетелями, но старейшины собрания [и родители] обязаны удостовериться, что человек действительно готов дать такое обязательство). Если в более позднее время они оглядываются назад с сожалением о своем решении, тогда, в большинстве случаев, особенно в отношении зрелых взрослых, им некого винить, кроме самих себя. И, конечно, у них нет права винить организацию, которая ясно и постоянно поддерживает свое истолкование заповеди "воздерживаться от крови".

Человек, обеспокоенный тем, что говорит Библия, должен брать ответственность за свои решения не потому что кто-то еще оказывает давление на его мышление или веру каким-либо путем; скорее, они должны принять то, что говорят другие только тогда, когда это имеет библейское основание. Это не подразумевает, что мы должны всегда искать утверждений, которые разъясняют дословно, что мы должны и чего не должны делать, особенно если специфическая практика не существовала в то время, когда была записана Библия. Библия часто дает нам руководящие принципы, которые проницательные христиане могут использовать, чтобы делать мудрые решения, которые сделают их и их Создателя счастливым.

Позволяют ли Свидетели "умирать людям"? Тем, кто продолжает винить Общество Сторожевой Башни или заявляет, что оно должно ответить каким-либо способом за "позволение людям умирать", было бы мудро вновь серьезно обдумать это обвинение. Свидетели Иеговы не "позволяют" кому-либо умирать. Общество Сторожевой Башни имеет комитеты по связи с больницами, которые работают, упорно пытаясь поддерживать права личностей, желающих "воздерживаться от крови".

Свидетели решают сами для себя, действительно ли они будут переливать кровь, и организация поддерживает посвященных членов, не желающих переливания крови.

Если человек не убежден в библейском основании для позиции Свидетелей Иеговы о крови и переливании крови, то он или она должны подождать с крещением до тех пор, пока не убедятся. Снова, Руководящий Совет не принимает решений для ни одного из Свидетелей Иеговы; скорее, они объясняют Слово Бога так, как лучше всего они могут, поскольку это и должен делать "верный и благоразумный раб" (Матфея 24:45).

Логика тех, кто доказывают, что Общество должно отвечать за тех, кто умирает из-за отказа от переливания крови, легко направляется против них самих, когда им задается встречный вопрос: "А Вы хотели бы отвечать за тех, кто умирают в результате переливания крови? Конечно, доказать, что кто-то умирает от переливания или не переливания крови, поначалу нелегко. Но предложение поддержки тем, кто решают, что они не хотят делать переливания крови, не делает Свидетелей более ответственными за последствия, чем сторонников тех, кто решают брать кровь - ответственными за любые отрицательные последствия (СПИД, гепатит B или даже смерть) от переливания.

Лицемерие. Существует еще одна тревожная нота иронии в воззрениях и методах многих осуждающих позицию Свидетелей в вопросе переливания крови. Хотя у многих медиков, как показывают несколько лет, выросло принятие и уважение к позиции Свидетелей по крови, все еще есть кое-кто, кто отказывается лечить Свидетелей по философским и другим причинам. Все же, как справедливо замечает Роберт Конлон: "Когда проводится сравнение с лечением последователей других религий, то кажется, что существует неравенство в вопросе лечения Свидетелей Иеговы. Например, мы никогда не слышали о принудительном аборте для католички, даже если жизнь той женщины находится в опасности. Врачи считали в этих случаях, что католические убеждения важнее, чем заинтересованность в том, чтобы женщина выжила"16.

Часто теми, кто выступает против Свидетелей Иеговы, говорится, что они не разделяют взгляд Бога на жизнь, поскольку они снова предположительно "позволяют людям умирать", не поощряя высшей ценности жизни не предпринимая переливания крови. В то время как это представление нимало не верно, оно бледнеет по сравнению с участием в политически и религиозно управляемых войнах, которые ставит одних в положение, в котором не только их собственная жизнь подвергается опасности, но и представляет серьезный риск для жизни других.

Христианский мир, и другие религии мира, в многих случаях отказались следовать за примером Иисуса и избегать занимать чью-либо сторону в национальных войнах. Пока что вера в чье-либо истолкование неконкретизированного Божьего запрета о крови завершается предоставлением жизни, она никого не ставит в положение, когда кто-то был бы должен взять жизнь другого. Где же критика против тех, кто защищают участие в подобных межнациональных конфликтах? Вместо этого мы имеем многих, кто требует преданности Христу, участвуя и поддерживая военные действия определенных стран, даже если члены одной и той же религии находятся по обе стороны фронта. Библия говорит, что те истинные христиане, кто "не от мира" и "любит своих братьев", даже если те - иностранцы (Иоанна 17:16; 1 Иоанна 2:9-11).

Свидетели полагают, что Христиане должны остаться нейтральными, если они проповедуют благую весть "во всей вселенной" (Матфея 24:14). Действительно, такое проповедование было бы трудно делать с оружием в руках. Было бы мудро для тех, кто осуждает взгляд Свидетелей на переливание крови, здраво и внимательно посмотреть на себя, прежде, чем осуждать кого бы то ни было (Матфея 7:1-5).

Заключение

Хотя Библия однозначно осуждает употребление крови в пищу, есть причина проявлять осторожность в отношении принятия крови в наш организм в любой форме. В древнее время переливаний крови не существовало. Но Библия, дополняя свое осуждение тех, кто ест кровь, также вводит и неконкретизированное предупреждение против крови. Оно просто говорит "воздерживаться" от нее, так же, как мы должны "воздерживаться" от блуда, идолопоклонства, и других дел. Этот запрет абсолютный, и не имеет некоего "ограниченного смысла", как предполагается некоторыми критиками Свидетелей Иеговы.

В конце, люди должны решить для себя, какой выбор они сделают, и они должны взвесить свое решение в свете последствий. Когда это относится к крови, никто не может справедливо критиковать позицию, которую заняли Свидетели Иеговы, по крайней мере, не в тех случаях, когда это говорит Библия. Те, кто тщательно исследовали факты и решили стать одним из Свидетелей Иеговы, должны соответствовать своему посвящению, и служить Иегове со всей душой, сердцем, разумом и силой (Матфея 12:30).

Hosted by uCoz